К 2009 году игры про супергероев были в упадке. Удачные выпуски Spider-Man с PlayStation 1 и 2 уже успели покрыться пылью, а больше вспоминать-то особенно и нечего – об играх по лицензиям вроде Iron Man даже говорить не хочется. На крутые самостоятельные проекты с любимыми супергероями в такой атмосфере никто и не надеялся.
В этот момент Rocksteady просто ворвалась на сцену со своей Batman: Arkham Asylum и показала всем, как нужно делать игры по комиксам. Бэтмен не просто носился по уровням, раздавая подзатыльники. Он крался и исчезал в клубах дыма, хватал из темноты подручных Джокера, потрясающе озвученного Марком Хэмиллом, и сражался с Пугалом в великолепно поставленной, фантасмагорической сцене. А чего стоит босс-файт с Убийцей Кроком и Бейном!
Признаться, это одна из немногих игр, которая надежно отпечаталась у меня в памяти не слепком «понравилась-не понравилась», а десятком отдельных эпизодов и дизайнерских решений.
Да и дрался Бэтмен именно как Бэтмен – брутально, жестко, но с легкостью, будто отмахиваясь от обычных уличных хулиганов, каждый из которых, правда, способен прикончить Темного Рыцаря пером под ребро. Ну, или расстрелять из автомата.
Мы видели именно такого героя, к которому привыкли: он умен и обвешан гаджетами, силен и ловок на пике человеческих возможностей. Но именно человеческих – несмотря на подготовку и опыт он все равно вынужден скрываться в тенях и использовать голову вместо того, чтобы бездумно бросаться на толпу.
Потом были великолепные Batman: Arkham City и Batman: Arkham Knight, но именно Asylum в трилогии – самое цельное, как мы любим говорить, произведение. Большая игра, идеально выверенная и не перегруженная лишними деталями, каких хватало в продолжениях. «Лечебница» сделала для игр то же, что для кино Кристофер Нолан – показала, что по мотивам комиксов можно делать взрослые, серьезные вещи, двигающие индустрию вперед. А еще серия Batman Arkham закрепила моду на «режим детектива», а ведь когда-то «орлиное зрение» было только у ассасинов!